Светлой памяти Тани Шевергиной

18 июня. Девять дней после смерти и девять дней новой жизни. Все эти дни наполнены воспоминаниями — уже воспоминаниями, а не разговорами, встречами, звонками, часто очень непростыми по интонации и содержанию. И воспоминания теперь будут всегда: память жива, память светла, память благодарна.

Еще трудно принять, что Тани нет. Да, тяжело болела, но такие ситуации уже случались: было плохо, очень плохо, но Таня всегда поднималась. Сейчас не смогла.

Таня часто называла себя по фамилии («Шевергина звонит»). В таком обращении к себе звучала и самоирония, и отношение к своей фамилии как самостоятельной личности. Таня всегда держалась за свои родовые, фамильные «корни», а эти корни помогали держаться ей. Но в пространство ее родной земли входили не только Ужур, Красноярск, Сергиев Посад, Москва, но и Питер, Прибалтика, Бурятия… У нее был свой личный глобус, на котором были обозначены радостные или грустные места. На ее планете люди гуляли под звездами, падали яблоки на шелковую ткань, читали стихи Ахматова и Бродский, жили (и живут) ее коты и кошки.

Если сравнить жизнь Тани с рекой, то многие друзья и знакомые могут вспомнить и рассказать об истоках и устье Таниной реки, ручейках, заливах… Сегодня будут опубликованы первые воспоминания, потом их будет все больше и больше — река памяти будет наполняться. Танину реку питали не только небесные дожди и подземные воды, но и творчество, талант. Ее талант был явлен миру, но еще не оценен. Таня была бескомпромиссна с собой и людьми, возможно, и это обстоятельство определяло течение ее реки.

Таня часто писала на своих картинах и открытках такие любимые строки из Бродского: «И по комнате точно шаман кружа. Я наматываю как клубок на себя пустоту ее, чтоб душа знала что-то, что знает Бог». И дала такой комментарий: «для меня его стихи созвучны моим образам изображения лиц, как ликов с древних икон и как ликов всех времен и народов».

Пусть твоя душа, Таня, будет сейчас у Бога. А твои работы созвучны настоящей поэзии.

Галина Плахтиенко

Татьяна Шевергина - художник-модельер


© Tatiana Shevergina, 2007-2024

Designed by Eugenia Arefeva &
Dmitrii Konovalov aka dj_Corwin.

По вопросам поддержки данного сайта можно обращаться по этому адресу.

Анна Ахматова


Не прислал ли лебедя за мною,
Или лодку, или чёрный плот?
Он в шестнадцатом году весною
Обещал, что скоро сам придёт.
Говорил, что птицей прилечу
Через мрак и смерть к его покою,
Прикоснусь крылом к его плечу.
Мне его ещё смеются очи
И теперь шестнадцатой весной.
Что мне делать! Ангел полуночи
До зари беседует со мной.

         *   *   *

Как у облака на краю,
Вспоминаю я речь твою,

А тебе от речи моей
Стали ночи светлее дней.

Так, отторгнутые от земли,
Высоко мы, как звёзды, шли.

Ни отчаиянья, ни стыда
Ни теперь, ни потом, ни тогда.

Но живого и наяву,
Слышишь ты, как тебя зову.

И ту дверь, что ты приоткрыл,
Мне захлопнуть не хватит сил.

         *   *   *

И время прочь, и пространство прочь,
Я всё разглядела сквозь белую ночь:
И нарцисс в хрустале у тебя на столе,
И сигары синий дымок,
И то зеркало, где, как в чистой воде,
Ты сейчас отразиться мог.
И время прочь, и пространство прочь…
Но и ты мне не можешь помочь.

Марина Цветаева


Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…

Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны…
— Благославляю вас на все
Четыре стороны!

         *   *   *

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему — покоя.
И в моём дому
Завелось такое.

Помолись, дружок,
        за бессонный дом,
За окно с огнём!

Николай Гумилёв


Сады души моей всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор чёрный,
Глубокие, прозрачные бассейны.

Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И — кто поймёт намёк старинной тайны? —
В них девушка в венке великой жрицы.

Глаза, как отблеск чистой серой стали,
Изящный лоб, белей восточных лилий,
Уста, что никого не целовали
И никогда ни с кем не говорили.

И щёки — розоватый жемчуг юга,
Сокровище немыслимых фантазий,
И руки, что ласкали лишь друг друга,
Переплетясь в молитвенном экстазе.

У ног её — две чёрные пантеры
С отливом металлическим на шкуре.
Взлетев от роз таинственной пещеры,
Её фламинго плавает в лазури.

Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.

         *   *   *

Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжёт… нет, мне не спать, а ждать.

И, крадучись, подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну.

Вон там, у клумб, вы мне сказали «да»,
О, это «да» со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет.

Что ваше «да», ваш трепет, у сосны
Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.

         *   *   *

Ни шороха полночных далей,
Ни песен, что певала мать,
Мы никогда не понимали
Того, что стоило понять.
И, символ горнего величья,
Как некий благостный завет, —
Высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт.

Free Web Hosting